Своеобразное явление русской жизни
15.05.2016Их практицизм (по сравнению с остальным русским летописанием) налицо. В русском летописании, не прерывающемся в течение всего рассматриваемого периода, зафиксированы не только многочисленные явления природы, но и их толкование. Рассматривают природу и автор «Христианской топографии» Козьма Индикоплов, и авторы «Физиолога». Сказочная, фантастическая тематика, не носящая на Руси ярко выраженных атрибутов злого начала (как в странах Западной Европы), становится любимой. В Киевской Руси наиболее ярко проявилась дистанция, разделяющая «теорию» и практику. Это же характерно и для Западной Европы того времени. Своеобразие мышления средневекового человека наложило отпечаток на все стороны его жизни, и это необходимо учитывать. Любые попытки реконструкции его будут только попытками, в той или иной мере отражающими действительное положение вещей. И вообще в литературе можно отметить «пока еще единичные опыты конкретного исследования способа мышления людей средневековой эпохи». Однако некоторые аспекты (стороны) общеизвестны. Существенным моментом является конкретность мышления, которая выражалась в затрудненности абстрагирования, представления абстрактных, отвлеченных вещей, идей. Эта конкретность мышления характерна для периода, когда человек в своей деятельности еще был значительно связан с природой. Между ним и природой стоят довольно примитивные орудия труда, которые ни в коей мере не отдаляют человека от мира природы. Именно мир конкретных явлений, вещей обусловливает конкретность мышления. Все символы в сознании человека являются вещами конкретными, определенными. Так, в «Физиологе» определенные отрицательные качества, свойственные людям, отражены в действиях конкретных существ - крокодила, осла, льва и др. Непосредственная сельскохозяйственная и ремесленная деятельность, когда человек сталкивался с конкретными вещами и явлениями, наложила свой отпечаток на способ мышления.