Магазин на Портале
Серебряные обереги 125

Славянские рубахи 125

Кумиры Славянских Богов 125
Подпишись!
 

 
Опросы на Портале:

Как вы называете свою веру?

Просмотреть результаты

Loading ... Loading ...
Родноверие
Наша Кнопка

Диалогическое поле

05.10.2016

Радиальная сила (вертикаль) гонит пушкинскую трагедию «в рост» - от исходной сюжетной ситуации к финалу; тангенциальная (горизонталь) - обуздывает ее, притормаживает, кладет предел («останавливается», реализовав генетический замысел, какой-нибудь дубовый лист или человеческая рука). Примером такой «горизонтальной», тормозной динамики могут служить у Пушкина пространные реплики Пимена, Годунова или Патриарха, состоящие из ряда эпизодов и.как бы растягивающие трагедийное пространство вширь.

Диалогическое поле колоссально раздвигает диапазон речевых контактов; слово стряхивает с себя катехизисную ориентацию - от вопроса к ответу, от предыдущего к последующему, собственно, ориентацию на логически ближайшее слово и обретает мощную тягу к разноместному речевому материалу - полноте диалогического поля. Здесь, в режиме «свободного парения», сталкиваются «пришлые» смысловые адресования и отклики - выходцы из иных сюжетных «регионов», поверх различных участков общения. Так, чрезвычайно важные для экспозиционной части «Годунова» слова «бояре» и «патриарх», впервые слетевшие с уст Воротынского в «Кремлевских палатах», затем, словно эхо, прокатываются в двух последующих сценах, постепенно обрастая смысловыми обертонами. Или - более сложный случай: слово, зародившееся в первой же реплике Шуйского, - «править» («...а там он будет нами править»), затем, через «правителя» и опять-таки «править», - эхом подбирается к устам Годунова, как бы суммирующего всенародную «мольбу»: «Да правлю я во славе свой народ». Здесь эхо державной рукой остановлено. Шуйский предрек Годунову победу, и Годунов, победив, словно заочно разъясняет Шуйскому, как именно намерен он «править». Делаете ремонт? Вам понадобится также замена деревянного пола.

Диалогическое эхо меняет свою смысловую нюансировку в зависимости от сюжетной ситуации и прочих обстоятельств. Оно по природе своей модально. В трех случаях из четырех рассказ о посещении Углича, где был злодейски умерщвлен царевич Димитрий, сопровождается косвенной информацией: «послан был» или «был послан» (я, ты), в четвертом же (рассказ Патриарха) - эхо угасает в прямой констатации: «я посылал». Открытая, активная форма высказывания ощущается как замыкающая точка в движении эха, а значит и смысла: это - высший и финальный момент в «бытии» убиенного царевича: здесь он произведен в «великого Чудотворца».







Пословицы и поговорки
Добавь в закладки!
Натуральная косметика 125

Славянский Интернет-магазин 125

Этническая посуда 125