Мир «Приключения»
29.04.2019Если, говоря в самых общих чертах, главной причиной и одновременно главной линией социального и художественного мятежа признать столь разнообразно выражаемое ощущение кризиса, который переживает современная буржуазная цивилизация, протест против жизни, столь значительно облегченной, но лишенной человеческих ценностей, против зла, которое в этом мире вещей неизбежно возникает, то именно этот диагноз современности уже давно служит темой наиболее выдающихся фильмов.
И именно в киноискусстве он нашел наиболее полное выражение. Любопытно, что «волна бунта» может быть признана не только дополнением к ранее существовавшим тревогам, но и ответом на самую черную из всех мрачных картин — ответом, делающим темный тупик светлее, пробуждающим некоторую надежду. Пример особенно яркий — Антониони. Хотите разнообразить интимную жизнь? Вам понадобится насадка для увеличения полового члена. А как использовать фаллоимитатор вам подскажут консультанты.
Мир «Приключения» принципиально отличается от действительности, воссозданной в фильме «Блоу ап». Отчаяние героя «Приключения», его ощущение пустоты здесь уже не могут повториться, для них нет места в совершенном по своей примитивности порядке, где все счастливы сообразно своим потребностям и в меру своих потребностей. И здесь и там мир полностью выстужен. В «Приключении», однако, чувство холода проникало в сознание героев; они не могли выбраться из этого холодного мира, а может быть, для них и не было выхода; они воспринимали это как собственное бессилие, моральный изъян, ограниченность. И лишь герой «Блоу ап» — воистину человек, имеющий одно измерение, человек, который не дает себе в этом отчета просто потому, что не ведает о существовании других измерений. Именно здесь, в «Блоу ап», Антониони добивается изображения ночи молчания, абсолютной тишины, среди которой единственный крик — повисающий в пустоте крик автора. Это самый черный диагноз, потому что он исключает возможность перемены.