Опросы на Портале:

Как вы называете свою веру?

Просмотреть результаты

Loading ... Loading ...
Родноверие
Славянская Лавка

Наша Кнопка
Славянский языческий портал



Архив рубрики «Славянская языческая библиотека»

Тема славянского, (в частности восточнославянского) язычества в последнее время стала чрезвычайно популярной. Помимо собственно научного интереса ее актуальность обусловлена сегодня еще и иными факторами: многие политические течения (прежде всего «патриотические», в том числе ультра-»патриотические») пытаются эксплуатировать ее в своих целях. Это, естественно, не способствует повышению объективности получаемых результатов. Впрочем, подобная ситуация не уникальна. Прочитать остальную часть записи »

«Небесные» верования восточных славян, среди которых выделяется аграрный культ солнца, волотились в символических знаках, своеобразных идеограммах, которые занимают видное место среди других мотивов древнерусской орнаментики. Зародившись в глубокой древности, они постепенно с изменением религиозных представлений претерпевали изменения как со стороны формы, так и содержания. Тем не менее основные формы этих знаков и смысл, в них заключавшийся, были одинаковы везде, где важную роль в религии играли астральные верования. Так, уже в бронзовом веке колеса, круги, звезды, свастики употреблялись как изображения солнца» (Даркевич В.П.)

Рассказ о так называемом «пути из варяг в греки», читающийся в Повести временных лет, дополняется сравнительно подробными сведениями Константина VII Багрянородного (913—959), которые мы находим в его сочинении «Об управлении империей» («De Administrando Imperio»).Основанное как на рассказах прибывавших в Царьград русских послов и торговцев, так, по всей вероятности, и на данных не дошедших до нас письменных источников, описание Константина сообщает чрезвычайно важные и надежные сведения исторического, географического и этнографического характера. Именно поэтому оно являлось предметом углубленного анализа многих исследователей….

Мифы русского народа изложены на основе устных преданий, собранных этнографами и фольклористами за последние полтора века. Их индивидуальность и коренное отличие от других европейских мифов заключается в свободном сочетании языческих суеверий и элементов христианства. Книга позволяет читателю познакомиться с религиозными представлениями и мифами Древней Руси. Для широкого круга читателей.

О Яриле, языческом божестве русских славян» известный этнограф П.С.Ефименко. Он заметил, что по своему смыслу слово Ярило обозначает быстро распространяющийся весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях, плотскую любовь в людях и животных, потом — юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке. Отсюда следует, что Ярило как божество должно быть богом восходящего или весеннего солнца, богом любви, богом произрастителем растений, богом силы и храбрости. В таком смысле Ярило тождественен с Яровитом Гаволян, который считался, между прочим, богом скотоводства и подателем плодородия полям

Книга, содержащая въ себе:
Русскiе праздники, обряды, суеверiя, ложныя убежденiя, сведенiя о колдунахъ, ведьмахъ, нечистой силе, разнаго рода симпатiи, приметы, заклинанiя, заговоры. — Народную медицину: старинный травникъ цветникъ. — О кладахъ. — Домашняя жизнь: описанiе костюмовъ, охоты, музыки; песни, присловья и проч.
Въ четырехъ частяхъ.

Автор в своей предыдущей статье «Сходные изображения солнца и зорь у индоарийцев и славян» показал древние образы восхода и дневного пути Солнца. Там были приведены также и славянские фольклорные материалы о Солнце и его спутницах — Зорях. В настоящей статье показаны другие изображения этих мифических персонажей: заходящее Солнце и встречающие его Зори, ночной покой Солнца под охраной Зорь, а также рождение Зарей нового Солнца после смерти его предшественника — старого Солнца.

«Предлагаемая монография является продолжением опубликованной ранее работы авторов «К реконструкции праславянского текста» («Славянское языкознание. Доклады советской делегации. V Международный съезд славистов». Москва, 1963). Обе работы связаны с решением задачи реконструкции на разных уровнях праславянских или древних славянских текстов и систем, лежащих в их основе.»

Предлагаемая брошюра воспроизводит в современной орфографиидавным-давно ставшее библиографической редкостью исследование болгарского этнографа Йордана Иванова о Перуне.

Издание вводит в оборот уникальные материалы, позволяющие лучше понять смысл и сущность одного из важнейших общеславянских богов.

«Мы… лишь только рассмотрим культ Перуна у южных славян, откуда и постараемся вывести неизвестные до сих пор показания» (Й. Иванов)

Восточнославянская мифология – это совокупность дохристианских представлений наших предков. В основе всех этих представлений лежало убеждение, что человек един с природой и богами. Факт связи человеческой души со всеми окружающими стихиями считался бесспорным. Мифологические тексты призваны были объяснять и поэтически выражать окружающий мир.

Изустные предания, конечно, составляют драгоценный источник, но сами по себе они не могут никогда удовольствовать историка в полной мере. Сей требует еще, кроме всего того, неизменных памятников, избегших от опустошения времени. В учении о богах могут служить такими памятниками: сочинения, изображения идолов, священные в древности сосуды, храмы, обычаи, сохранившиеся доселе, и тому подобные предметы. Но всего этого у славян или вовсе нет, или есть очень немного.

Прочитать остальную часть записи »

В этой книге впервые публикуется на русском языке монография известного финского слависта, действительного члена Академии Финляндии, профессора Гельсингфорсского университета В. Й. Мансикки (1884−1947) «Религия восточных славян. I. Источники», написанная более 80 лет назад. Славистам хорошо известна эта работа, изданная на немецком языке в 1922 г. в серии «Folklore Fellows Communications». Книга получила высокую оценку современников. В наши дни она фигурирует в новейших изданиях как один из авторитетных источников по восточнославянской мифологии и религии.
Текст публикуется по русскому оригиналу, подготовленному к печати автором, В. Й. Мансикки. Эту рукопись обнаружили в Отделе рукописей и редких книг Славянской библиотеки Университета Хельсинки А. И. Алиева и В. М. Гацак.

Александр Афанасьевич Потебня — (1835-1891)- выдающийся русский филолог-славист и философ. Первый крупный теоретик лингвистики в России, он стоял у истоков исторической грамматики, семиотики, социолингвистики, лингвистической поэтики, этнопсихологии.

Прочитать остальную часть записи »

I. О некоторых символах в славянской народной поэзии.
II. О связи некоторых представлений в языке.
III. О купальских огнях и сродных с ними представлениях.
IV. О доле и сродных с нею существах.

Год издания 1914

Что значит конкретно исследовать сказку, с чего начать? Если мы ограничимся сопоставлением сказок друг с другом, мы останемся в рамках компаративизма. Мы хотим расширить рамки изучения и найти историческую базу, вызвавшую к жизни волшебную сказку. Такова задача исследования исторических корней волшебной сказки, сформулированная пока в самых общих чертах.

Слово „морфология“ означает учение о формах. В ботанике под морфологией понимается учение о составных частях растения, об их отношении друг к другу и к целому, иными словами — учение о строении растения.

Но „морфология сказки“ — о возможности такого понятия вряд ли кто нибудь думал.

И тем не менее рассмотрение форм сказки возможно с такой же точностью, как возможна морфология органических образований. Если этого нельзя утверждать о сказке в целом, во всем ее объеме, то во всяком случае это можно утверждать о так. наз. „волшебных“ сказках, о сказках „в собственном смысле слова“. Им только и посвящена настоящая работа.
Предлагаемый опыт явился в результате довольно кропотливой работы. Подобные сопоставления требуют от исследователя некоторого терпения. Но мы постарались найти такую форму изложения, которая не слишком искушала бы терпения читателя, упрощая и сокращая, где только можно.

Прочитать остальную часть записи »

Книга посвящения быту и верованиям славян и германцев.

Заклинания, как можно предполагать, были исконным, древнейшим видом обрядового фольклора. Их место и значение в обряде было определено их сущностью. Они имели ту же доминантную функцию, что и весь обряд в целом, целью их было оказать влияние на окружающий мир, вызвать желательное явление. Слово воспринималось, как дело, оно органически сливалось с действием, поясняло и как бы закрепляло его.
Термины «заклинания» и «приговоры» в известной мере условны, и четкой границы между ними нет. Но заклинание имело отчетливо выраженную магическую функцию и произносилось с целью вызвать желаемый результат, приговорам же, также сопровождавшим обряд, особого значения уже не придавалось, они исполнялись по традиции, выражали пожелания, на поздней стадии существования обрядов они могли приобретать и шутливый, развлекательный характер.

Год выпуска: 1846
Жанр: Этнографическое исследование
Издательство: Журнал Министерства народного просвещения, 1846, № 7
Язык: Русский (дореформенный)
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 25
Описание: «Солнце было обожаемо под различными названиями, или, правильнее выражаясь, Мифология Славянская представляет несколько божеств солнечных, связанных, вероятно, узами родства. К божествам солнечным принадлежали: Хорс-Дажь-бог, Волос, Сварожичь, Радагаст, Святовид, Яровит, Ясон и пр. » (И. И. Срезневский)

Автор книги «Божества древних славян», Александр Сергеевич Фаминцын, был при жизни одним из самых известных петербургских историков музыки и музыкальных критиков. Как ученый-музыковед, он живо интересовался и историей народной музыки и песенного творчества. Именно интерес Фаминцына к истокам русского и славянского песенного фольклора заставил его обратиться к изучению славянского язычества и его следов в народных песнях, заговорах, заклинаниях и других обрядовых текстах.

Изучение взаимосвязей древнерусских саженей показало их кратность золотому числу Ф = 1,618. Необычный способ получения мерных частей саженей методом раздвоения-удвоения обусловил нахождение А.А. Пилецким древнерусского всемера — числовой матрицы многовариантного золотого пропорционирования. Исходя из нее построена русская матрица золотых пропорций — бесконечное поле взаимосвязанных степенных чисел, базирующихся на египетском ряде золотого сечения, которая лежит в основе многих математических магических построений. Степенная взаимосвязь каждого ряда чисел позволяет применять вурфные отношения для контроля самых различных материальных процессов. На ней основываются понятия живых и неживых фигур, методы системного пропорционирования, символика крестовых фигур и структура древних сооружений. Анализируются принципы церковного зодчества на примерах храмов XII -XVI вв. Объясняется непригодность для проживания объектов, пропорционированных метром.

Нынешним летом в центральной части Кольского полуострова, традиционно именуемой Русской Лапландией, состоялась комплексная научно-поисковая экспедиция “Гипрборея-98″. На добровольной основе и условиях полного самообеспечения в ней приняло участие несколько десятков человек всех возрастов из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Мурманска, Североморска, Мончегорска, Оленегорска, Апатитов, Ловозера, Электростали Московской области и ряда других мест. Специалисты различного профиля обследовали обширную территорию горного массива Ловозерских тундр и расположенных тут же трех заповедных озер – Луявра, Сейдъявра и Умбъявра. Цель одна: развить успехи прошлогодней экспедиции, найти новые памятники, свидетельствующие о существовании здесь в далеко…

Статья «Русско-Славянская идея», напечатанная в журнале «Русская Правда» N 1 за 1998 год, вызвала дискуссию в русском национальном движении, что потребовало от меня соответствующей ее доработки и раскрытия тех вопросов, которые напрямую связаны с Русско-Славянской идеей. Русско-Славянская идея, в расширенном варианте, как раз и изложена в данной брошюре. Крах господства марксистко-ленинской идеологии и распад СССР породили у громадного большинства бывших советских людей иллюзию отсутствия в обществе какой-либо идеологии. Разумеется, что свято место пусто не бывает. И онозаполнено теперь многими идеологиями. Среди этих идеологий лидирующие позициипока занимает радикально-либеральная. Но чем дальше идут реформы, тем слабее становятся ее позиции.

Мы дети Космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитными в одном,
Что в каждой точке мир — весь мир сосредоточен…
И жизнь — повсюду жизнь в материи самой,
В глубинах вещества — от края и до края
Торжественно течет в борьбе с великой тьмой,
Страдает и горит, нигде не умолкая.
А.Л. ЧИЖЕВСКИЙ

В учебном пособии впервые рассматриваются различные категории источников, обнаруженных при археологических раскопках памятников Древней Руси, в том числе берестяные грамоты, клейма на клинках, граффити на монетах, сосудах, костяных и металлических изделиях, новые клады вещей и монет.
Для студентов исторических факультетов.

Пословицы и поговорки
Добавь в закладки!
Магазин на Портале