Опросы на Портале:

Как вы называете свою веру?

Просмотреть результаты

Loading ... Loading ...
Родноверие
Славянская Лавка

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

Наша Кнопка
Славянский языческий портал



Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

(Хрсовик (серб.), Хорус (чеш.)) — Бог зимнего солнца, зерна, озимых, холодов, покровитель скота (особенно коней).
А.А. Ишутин придерживается точки зрения о происхождении слова «Хорс» « из иранских языков, где это слово имеет значение ‘сияющее солнце’». Хотя Фасмер, рассматривая этимологию прилагательного хороший, отмечает: “Невероятно произведение от имени бога солнца Хорс, ибо для названия божества полногласная форма слова «Хоросъ» не засвидетельствована.

Виктор Корольков, Хорс

Бог солнечного диска, упомянут в русских летописях — пантеон кн. Владимира. Приветствуя Хорса, славяне водили хороводы и строили ему Святилища — хоромины, хоромы. С его именем, вероятно, связаны в русском языке такие слова хорошо, хоругвь, хор, бог миропорядка, связанного с ходом солнца. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Черным Хоросом. Образ восходит к временам глубокой древности. Его день — воскресение, как и у Дажьбога, металл — червонное золото. Имена Хорса и Дажьбога, подчеркивал В.Н. Топоров, — «единственные среди всех (имеется в виду упоминание в летописи С.А.) соединены (или разъединены) “нулевым” способом: между ними нет ни союза и, ни точки. На этом основании, в частности, делается заключение об их функциональной тождественности или, точнее, сближенности (“солнечные” боги)».
Б.А.Рыбаков склонен считать, что имя хорс связано с понятием ‘круга’, ‘круглого': хоро, хоровод, хорошуль, коло. Во всех славянских обрядах колесо является символом солнца.
Хорс упоминается и в других памятниках, например, в «Хождении Богородицы по мукам» говорится, что люди «богы прозваша солнце и месяць, землю и воду… Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша».
Встречается упоминания Хорса и в поучениях против язычества (Летопись русской литературы и древности т.IV, 89, 92, 97, 107): «и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують». Так же Хорс упоминается в “Слове о том, како погани суще языци кланялися идоломъ”: «Темъ же богомъ требу кладуть… Перуну, Хърсу». Интересна этническая привязка бога Хорса к семитам в “Беседе двух святителей”: «Два ангела громная есть: елленский старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ». Обычно учёные сходятся во мнении, что этимология и семантика слова «Хорс» имеет свои корни в Иранском языке.
Немец Вундерер, путешествовавший по Руси в 1589-1590 годах, описал идола Корса близ Пскова: «Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч». Впоследствии близ Пскова Был найден каменный идол, который можно соотнести с Хорсом.
А.А. Ишутин так описывает Хорса: «Бог Солнца Хорс представлялся славянам белым конём, совершающим свой бег с востока на запад».
Наиболее рельефен характер Хорса как специально солярного божества в «Слове о полку Игореве»: князь Всеслав Полоцкий, в то время оказавшийся на киевском великокняжеском престоле, обернувшись волком, за ночь успевал «пробежать» расстояние от Киева до Тмуторокани, т.е. примерно с севера на юг, и пересечь («прерыскаше») путь «великому Хорсу».
Время бога Хорса зима. Символ исторически не определён. Но, в неоязычестве это крест в круге.

Пословицы и поговорки
Добавь в закладки!
Магазин на Портале

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика