Архив рубрики «Славянская языческая библиотека»
Статья подготовлена по материалам сайта Славянский Портал
Книга написана в конце 18 века, человеком придерживающимся романтических взглядов на славянское язычество! Его взгляды крайне интересны, особенно касательно славянских Божеств! Рекомендуем к прочтению!
Дорогие друзья, мы с радостью сообщаем что первая книга по всестороннему анализу деятельности староверов инглингов дописана. Книга освещает актуальные вопросы, которые очень часто всплывают в реальной жизни и в сети интернет и на которые не совсем добросовестно уже пытались ответить сами инглинги. Книга построена в рамках строгой научности и имеет чёткие логическую схему. Книга разделена на два осиновых блока. 1. Это популярные вопросы инглингам на которые они уже пытались ответить. Мы даём комментарии к этим ответам 2. Это вопросы которые не вошли в так называемый FAQ, но которые хотелось бы задать инглингам.
Надеемся, что книга станет прорывом в данной области. Безусловно она заставит задуматься многих над таким феноменом современности как инглиизм.
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА
Представляемая читателю работа петербургского исследователя М.И. Жиха посвящена изучению свидетельств раннего славянского присутствия в Среднем Поволжье. Традиционно «именьковская проблема» была более чем полувековым спором археологов. Имеющиеся к настоящему времени историографические обзоры[1] позволяют представить сложный путь, который прошли исследователи именьковских древностей: от споров, связанных с самим фактом выделения отдельной археологической культуры;[2] поиском аналогий её элементам на широких просторах Центральной и Восточной Европы, Западной Сибири и даже Средней Азии; детальным изучением самой культуры и до дискуссий о языковой принадлежности племён именьковского круга. На последнем этапе интерпретации источников к археологам присоединились языковеды и собственно историки. Прочитать остальную часть записи »
Предлагаемая вниманию читателя книга является первым целостным описанием мировоззренческой системы русского язычества. Также впервые публикуется комплексное представление структуры и основ земледельческого календаря наших предков. Информация о языческих богах и богинях, о праздниках, о нравственных основах общества дается в их взаимосвязи непосредственно в языческой системе координат.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся глубинными истоками русской культуры. По форме материал представляет собой научный трактат, но изложенный в простом и максимально доступном виде. Он может стать компактным справочным пособием-навигатором по народному фольклору, а также источником идей и базой для нового творчества. Обширная библиография позволяет продолжить изучение обозначенной темы.
Автор не ставил цели пропаганды язычества как религии. При этом отдельные элементы изложенной родной культурной традиции могут быть использованы при организации гражданского общества и управления в России как светском демократическом государстве.
Александр Афанасьевич Потебня — (укр. Олександр Опанасович Потебня; 10 (22) сентября 1835, Гавриловка Роменского уезда Полтавской губернии — 29 ноября (11 декабря) 1891, Харьков) — украинский и русский языковед, литературовед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России.
Одним из первых в России Потебня изучал проблемы поэтического языка в связи с мышлением, ставил вопрос об искусстве как особом способе познания мира. Изучал украинский язык («малорусское наречие») и украинский фольклор, комментировал Слово о полку Игореве. Создал научную школу, известную как Харьковская лингвистическая школа; к ней принадлежали Д. Н. Овсянико-Куликовский (1853—1920) и ряд других учёных. Идеи Потебни оказали большое влияние на многих русских лингвистов второй половины XIX века и первой половины XX века.
О работе: «О некоторых символах в славянской народной поэзии» (1860) – магистерская диссертация А. А. Потебни.
Эта подборка не претендует на научный уровень или на конкретную помощь в определённых теоретических вопросах славянского родноверия, но эта подборка поможет начинающим познакомиться с самыми азами славянского язычества. так же подборка рефератов поможет в написании докладов на определённые темы.
Гельмольд (Helmold) (ок. 1125 — после 1177), немецкий миссионер, автор «Славянской хроники», описал захват германскими феодалами земель полабских славян, их христианизацию.
… Наконец мы приблизились на 4 мили к Плескову, где великий князь Московский был в это время со своим двором. Мы остановились у нашего литовского покровителя. На следующий день он повел нас в крепость, в зал, украшенный тиснеными обоями, где происходят народные собрания (Видимо, речь идет о собраниях городской администрации. Здесь и далее примечания и комментарии Е. Морозкиной.). В зале стоял королевский трон из слоновой кости; над ним чистым золотом были выгравированы следующие строки: “Русских царь и господин по праву отцовской крови; титулы власти я ни у кого не купил ни (какой) мольбой, ни за плату; и я не подчиняюсь ничьим законам, но, веря в единого Бога, презираю почести, выпрошенные другими”.
В «Mater Verborum» помянуты многие языческие славянские божества, как известные по другим источникам (напр., Радегаст, Триглав), так и неизвестные (напр., Сытиврат) и им сопоставлены римские боги.
В первой половине XIX века эти данные не были оценены, поскольку в те времена были еще в употребле<ии обширные опусы о славянск<х богах, подобные «Сокровищам Ретры» Маша. «Умеренные» сведения, которые сообщает о язычестве «Mater Verborum», прекрасно ложатся на представления, возникшие в конце XIX века после критического осмысления источников. Вероятно, в ввиду этого обстоятельства и в современной научной литературе делаются попытки использовать эти глоссы как источник сведений по славянской мифологии.См., например., Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров. Славянская мифология / Мифы народов мира. т.2. М., 1982, С. 454.
Племена славян и актов живут вместе, и жизнь их одинакова: они живут свободно, и не дают никому поработить себя или подчинить. Их весьма много в их стране, и они очень выносливы, выносят легко и зной и стужу, и дождь и наготу тела, и нищету. К тем, кто приходит к ним и пользуется их гостеприимством, они относятся ласково и приятельски, радушно встречают их и провожают потом от места до места, охраняя тех, кто нуждается в этом. Если будет гостю какой-нибудь вред по вине хозяина, по его нерадивости,—тот, кто ему доверил гостя, поднимает против него войну и считает своей священной обязанностью отметить за гостя. Тех, кто находится у них в плену, они не держат в рабстве бессрочно, подобно другим народам, но ограничивают их рабство известным сроком, после чего отпускают их, если они хотят, за некоторую мзду в их землю, или же позволяют им поселиться с ними, но уже как свободным людям и друзьям. Этим они снискивают их любовь.
«Записка» Ахмеда Ибн-Фадлана – чрезвычайно важный источник
по истории Восточной Европы X века. Ее автор посетил Волжскую
Булгарию в составе посольства аббасидского халифа аль-Муктадира
(908-932 гг.). Поездка была предпринята по инициативе правителя
Волжской Булгарии, который, желая избавиться от власти хазар,
просил покровительства халифа и обещал принять ислам. Посольство
вышло из Багдада в 921 г. и прибыло в Волжскую Булгарию в мае
922 г. О его результатах ничего не известно, но Ибн-Фадлан
(возможно, второе лицо в посольстве) оставил подробный отчет о
путешествии, и в этом отчете приводится множество уникальных
сведений этнографического характера о гузах, башкирах, булгарах и
хазарах. Кроме этого, Ибн-Фадлан видел в Булгарии русов и оставил
подробное описание их погребального обряда.
Хроника Титмара Мерзебургского (на латинском языке), охватывающая период с правления Генриха I (919—936) до 1018, наиболее ценная для времени правления Отто III (983—1002) и Генриха II (1002—1024), — важный исторический источник, особенно по истории германо-славянских отношений; содержит сведения и по истории Руси (прежде всего о междоусобице сыновей Владимира Святославича; некоторые уникальные сведения, по-видимому, почерпнуты Титмаром у очевидцев событий). Титмар Мерзебургский — сторонник сильной королевской власти, апологет завоевательной политики в отношении славянских народов.
Во второй том Собрания сочинений А.М Ремизова «Докука и балагурье» включены основные сборники и циклы его сказок. Открывает том сборник «Посолонь», где по ходу солнца сменяются времена года, а вместе с ними — фольклорные обряды, сохранившиеся в сказках, загадках, считалках и детских играх.
Данная книга не является попыткой полемики с христианством.
Написанная убеждённым язычником, она, однако и не является попыткой проповеди (явления, язычеству совершенно чуждого) или доказательства правоты Русской Веры — такие вещи на словах не доказываются.
Автор отлично понимает, что сам факт перенесённых гонений не может доказать ничью правоту.
Те же христиане подвергались в различное время гонениям — от римских язычников, от мусульман, от коммунистов и нацистов, наконец — пожалуй, самым тяжёлым и страшным — друг от друга, точнее, от христиан же других церквей и направлений.
Предлагаемый вашему, читатель, вниманию труд не религиозный, а исторический.
Кто из нас в детстве не видел в хрестоматии по русской литературе репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри»? Сильные и величественные, сурово глядят они вдаль: не посягает ли враг на землю русскую… Оказывается, мы многого не знали. И того, что Илья Муромец, Добрыми Никитич и Алеша Попович – не просто фольклорные персонажи, а реальные люди, герои, по первому зову встававшие на защиту Отечества. И того, что сражались они не только со сказочным Змеем‑Тугарином и Соловьём‑Разбойником. И того, что были и другие, о ком почему‑то молчат былины. Эта книга – увлекательное чтение о настоящих русских богатырях, коими не оскудевала наша земля и, будем надеяться, не оскудеет впредь.
Издание книгопродавца М..В. КЛЮКИНА. Москва, Моховая, домъ Бенкендорфъ.
1901. СМОЛЕНСК
К 66 Народная Русь.— Смоленск: «Русич», 1995.— 656 с. — (Русичи).
Новая серия «Русичи» включает в себя труды дореволюционных и современных исследователей и ученых, занимающихся вопросами культуры, этнографии, истории России, русского фольклора, быта и обрядов. Ее открывает работа А. А. Коринфского «Народная Русь», впервые изданная в 1901 году в Москве, когда-то широко известная, но незаслуженно забытая в родном отечестве на многие десятилетия и, наконец, снова увидевшая свет. Богатый фактический материал, любовь к земле русской, к простому народу, к родному языку — все это не оставит читателя равнодушным.
Это не научная книга в том понимании, какое обычно содержит в себе любое серьёзное исследование, а живое и очень пристрастное повествование автора, открывшего для себя удивительный мир Древней Руси с его верованиями, обрядами, обычаями, бытом…
Читатели совершат интереснейший экскурс в прошлое нашей Родины, узнают о жизни своих далёких предков, о том, кому они поклонялись, кого любили и ненавидели, как умели постоять за себя и свой род на поле брани.
Немало страниц посвящено тому, как и во что одевались славяне, какие украшения носили, каким оружием владели. Без преувеличения книгу Марии Семёновой можно назвать малой энциклопедией древних славян.
Книга Афанасьева выявляет живые связи языка и преданий, более того, воскрешает основы русского мышления, что особенно важно сейчас, когда язык и мышление русского человека изуродованы газетными штампами, блатным жаргоном и сленгом всякого рода, замусорены иностранными словами. К ней обращались разные поэты и писатели: А К. Толстой и Блок, Мельников-Печерский и Горький, Бунин и Есенин. Особенно последний.
Славянин вследствие естественных условий, определивших первоначальное развитие его быта, был по преимуществу человеком домовитым, семейным. В кругу родной семьи или рода, который представлялся тою же семьею, только разросшеюся, проходила вся его жизнь, со всем ее обиходом и со всеми торжествами; в семье сосредоточивались самые живые его интересы и хранились самые заветные предания и верования. Оттого изба, в которой жило семейство славянина, имела для него великое значение. Как место, свидетельствующее о быте предков, изба должна была пользоваться и особенным почетом; но, кроме того, изба была местом пребывания пената и совершения различных религиозных о6рядов. Любопытно проследить те языческие верования, какие славянин связал с своим жилищем. Свидетельствуя о первоначальном быте славян, Нестор говорит, что они жили родами; каждый род на своем месте — особе, то есть разъединенно..
Светло-голубое, блестящее небо лежит за облаками, или за дождевым морем; чтобы достигнуть в царство солнца, луны и звезд, надо было переплыть воздушные воды. Таким образом, это небесное царство представлялось воображению окруженным со всех сторон водами, т.е. островом…Остров Буян — поэтическое название весеннего неба, а так как весеннее небо есть хранилище теплых лучей солнца и живой воды, которые дают земле плодородие, одевают ее роскошной зеленью, то фантазия сочетала с ним представление о рае или благодатном царстве вечного лета…
Проблема реконструкции древнеславянских юношеских инициации и связанных с ними половозрастных объединений очень сложна. Сложность определяется большой временной отдаленностью этих явлений от наших дней. Ведь прямых сведений о ритуалах и молодежных объединениях, как и вообще о соционормативной культуре и ритуальной жизни древних славян, мы практически не имеем. Из глубины веков до нас дошли лишь их глухие отзвуки. Собственные славянские летописи, хроники, известия античных, византийских и восточных авторов отражают жизнь славян уже в поздний период их догосударственной истории. К тому же полнота этого отражения далека от желаемой.
Инициационные обряды — и первобытности, и позднейших эпох — давно уже являются объектом исследования этнографов. Формы этих обрядов и значение их отдельных компонентов изучались главным образом на примере внеевропейских культур. В меньшей степени в поле зрения ученых оказывались инициационные ритуалы европейских народов древности. Обращались исследователи, как отечественные так и зарубежные, и к древнеславянским инициациям2, но проблема их реконструкции пока еще далека от решения.
Экстремальность современного состояния нашей цивилизации требует от нас нового осмысления действительности, понимания ее взаимообусловленности всей историей человечества и взаимосвязанности с масштабами Вселенной. Именно сейчас необходим комплексный, философский подход к пониманию пути развития человечества и, в связи с этим, изучение истории мировой культуры, в том числе мировосприятия наших предшественников — языческих славян.
Славянское язычество — это стройная система взглядов, которая пронизывала жизнь традиционного славянского общества, решая возникающие мировоззренческие вопросы, определяя коллективные приоритеты и вытекающие из них ценностные и деятельностные установки поведения людей. Цель данного исследования — воссоздание и философский анализ славянского языческого миропонимания.
Книга представляет собою первую и единственную в своём роде попытку обобщить на научной основе древнее и современное толкование мировоззренческих понятий русского язычества с учётом их взаимосвязей и соотношения друг с другом. Обращаясь к большому числу источников, авторы раскрывают смысловое наполнение слов, описывающих человека в его взаимоотношениях с миром и людьми.
Не столько недостаток в записях, относящихся до древнего славянского баснословия, сколько нестарание о развитии находящихся о сем предмете сухих сказаний, тому причиною, что мы не имеем до сего времени систематического описания сих богов. Бывшие вскоре по просвещении христианством славянских племен писатели имели причину мало упоминать или совсем умалчивать о идолослужении, тогда еще не совсем истребившемся, и может быть многими уважаемом как вере их отцов. Но нам баснословное вероучение разыскивать, развивать и сколько можно полнее представить нет опасности: ибо сие повествование для нас не иное что как пища любопытства; и если что-либо сего важнейшее из оного можем почерпнуть, то из создания человеком себе богов, естественно по своему образу, то есть по своему народному свойству, нравам, образу жизни, степени просвещения, и даже деятельности фантазии, сея первой произвестительницы всех во всяком роде вымыслов, лучше можем узнать умное и нравственное обличие наших родоначальников. Изображения, дела, самыя даже названия богов известного народа, суть сколько свойств оного. Прочитать остальную часть записи »