Вопрос №7.
7) Все эти инглинги – секта.
⇒ Давай разберём само понятие. Латинское слово secta буквально означает “отрезанная, отделённая” То есть “секта” – это ответвление от основного учения. Например, в христианстве на данный момент насчитывается около 2 000 (!) направлений (ветвей, учений, сект). Так отсечением какого учения является Старая Вра? Или “ересью” на что? Наоборот – это многие мировые религии являются смесью заимствований и изкажений изначального Вдического учения.
Официально признанным является тот факт, что в момент становления христианство, буддизм, сикхизм, джайнизм, ислам и т.д. являлись именно тем, на что сейчас принято лепить ярлык “секта”. Вообще, смысл самого понятия в настоящее время является в большей степени эмоционально-обвинительным, нежели фактологическим.
⇒ Также Инглїизмъ не является сектантством потому, что в нём:
1. Мнение собственной Совести всегда выше мнения духовных просветителей.
2. Во главу ценностей ставится процветание Рода, семьи, а не достижение каких-то “загробных” благ или мифических Духовных просветлений (Духовные практики тоже нужны, но они не цель, а средство).
⇒ С другой стороны – любое учение можно как-либо извратить и приспособить для своих целей. Я не исключаю, что на основе инглиизма кто-то где-то когда-то может организовать секту (с изкажением изначального учения). Пока о таких не слышал.
⇒ Никто никого не заставляет вступать в общины староверов-инглингов. Мало того: никто к этому и не призывает. “Все подряд” там не нужны. Кому надо – сам найдёт… То есть набором людей к себе в общину Хиневич не занимается. Он просто рассказывает о взгляде на Славяно-Арийское наследие с позиций инглиизма. Любой, кому это по Душе, может следовать изложенным в САВ принципам и жить совершенно независимо от других “инглингов”.
мнение с форума “Славянский Мир”:
Const-14 (Константин):
Посмотрите мою подпись [Правильным мировоззрением может быть только то, что исходит от наших Предков и направлено на благо наших Потомков]. Она является для меня критерием выбора веры (идеологии, мировоззрения, философии…). Если знакомы с трудом Истархова, то вспомните таблицу сравнения базовых ценностей трёх религий. Смысл её в том, чтобы понять, кого программирует то или иное учение. Говорить об истории мироздания – всегда тыкать пальцем в небо. Если у нас постоянно находятся сенсации в ХХ веке, который, казалось было, исследован вдоль и поперёк, то что уж говорить о древности?! Дарвинизм – миф (хотя бы потому, что сам Дарвин был христианином и свои труды представлял только как гипотезы). Мифы из всех остальных религий – может, и не плохие, но, как минимум, чужие для славян.
В свете всего этого рассмотрим Инглиизм: кого он программирует?
⇒ Людей, чтущих своих Предков-Богов, но не перекладывающих на них тягости жизни.
⇒Живущих в гармонии с Природой и друг другом.
⇒ Здоровые, многодетные семьи.
⇒ Воспитание с учётом законов о чистоте крови (вред расового смешения я в этой теме доказывать не собираюсь, принимаем как аксиому).
Что касается “мифа о мироздании” – то он ничем не хуже имеющихся и привычных нам. Но он является обобщением других религий. Инглинги не отрицают Библию, Талмуд, Коран, а показывают, каким образом все эти учения стыкуются воедино и являются частными случаями их [инглингов] объяснения мироздания. Объяснение загадок египетских пирамид, Аркаима, Стоунхенджа, Атлантиды, Гипербореи и целого ряда других – всё находит своё место. Да, проверить это мы сейчас не можем. Но мы также не можем и проверить множество моментов из биографии Сталина и Гитлера, хотя материалов у нас горы. Я не знаю “секты”, которая обучала бы своих последователей основам других религий, причём по оригиналам [священные книги этих конфессий].
И ещё раз. Когда мы оцениваем учение – мы должны сперва смотреть, кого оно формирует. Если оно формирует из мужчин труженников, отцов семейств, защитников Родины, а из женщин – хороших матерей, то это одно. Если всю земную жизнь ставит в угоду загробному миру или аскетизму, отказу от выполнения семейных обязанностей – это другое. Ну а каждый выбирает своё.
Наш комментарий.
С первым тезисом можно согласиться – инглиизм действительно не «секта» в классическом понимании этого слова. В западном религиоведении закрепился термин «культ» — cult (см. Oxford English Dictionary или Оксфордский психологический словарь), который обычно переводят на русский язык как «секта» или «деструктивный культ», и который означает новые религиозные движения (НРД) авторитарного типа, представляющие общественную опасность. Именно в данном значении инглиизм является «сектой», что наглядно демонстрирует общественности судебное решение о запрете организации инглингов.
Впрочем, даже в классическом смысле термина несостоятельно заявление Лесника о том, что сект на инглиизм пока нет: «Я не исключаю, что на основе инглиизма кто-то где-то когда-то может организовать секту (с изкажением изначального учения). Пока о таких не слышал.» Между тем, движение староверов-инглингов, несмотря на свою молодость, весьма разобщено на сегодняшний день. А. Ю. Хиневич и его сторонники не признают Н. В. Левашова и его сторонников, а ряд украинских староверов-инглингов (в частности, Арий Радослав) вносят существенные изменения в учение.
С другой стороны усомнимся в том, является ли «инглиизм» в изложении FAQ религией (вероучением) вообще. Как уже отмечалось, староверов-инглингов больше интересуют политика, обряды, уфология, но никак не вопросы религиозной жизни. Когда с ними пытаешься заговорить о вопросах смысла жизни, посмертия, природы души, добра и зла, о Боге – у них очень быстро пропадает интерес к разговору. Авторы являются представителями разных конфессий, и доводилось им общаться с людьми самых разных вероисповеданий. Однако при встрече с «инглиизмом» у нас обоих возникает реакция, похожая на реакцию гурмана, которому предложили жвачку вместо обеда, — вроде вкус похожий на еду, а наесться нельзя, никакой реальной веры за сказками про вайтманы обнаружить не удаётся. Третий тезис Лесника лишь подтверждает эту мысль: целью для «инглинга», по его мнению, являются материальное благополучие для себя и семьи в этой жизни, а «духовные практики» (интересно, какой смысл он вкладывает в эти слова?) являются лишь средством. Так о какой «вере» инглингов можно говорить, если внимание их сосредоточено на материальном благополучии этой жизни? Разве не точно так же живут неверующие люди? И у них есть семейные ценности, календари, сказки об инопланетянах и т. п. Так есть ли вера у инглингов, или это просто набор увлекательных историй и словоблудие? К сожалению, этим вопросом автор FAQ не утруждает себя. Ввиду указанных обстоятельств авторы полагают, что «инглиизм» — это скорее квазирелигиозная идеология, т.е. попытка искусственного создания религии для достижения каких-то вполне мирских (политических, экономических, социальных и др.) целей, а не религия в буквальном смысле термина.
Фраза о том, что «мнение собственной Совести» для инглинга «выше мнения духовных просветителей», к сожалению, откровенное лукавство Лесника. Потому что он забыл уточнить, что согласно учению инглиизма «совесть» — это «Совместная Весть», иначе говоря «Совесть» – само учение инглиизма «от Предков переданное», а проводниками и источниками этого учения являются те самые «духовные просветители» — Хиневич, Трехлебов, Левашов и др.
Что касается последнего утверждения Лесника о том, что «никто никого не заставляет» становиться инглингами, то это очевидный факт – в России свобода совести как никак декларирована Конституцией и кое-как соблюдается. Другое дело, что ни один современный культ и не «заставляет» к себе присоединяться. Вы видели когда-нибудь, чтобы Свидетели Иеговы или кришнаиты кого-то силой принуждали к вступлению в свои ряды? Нет, обычно они проповедуют, раздают бесплатно или продают книги (кстати, по ценам несравнимо ниже стоимости САВ), читают лекции… В общем, занимаются тем же самым, чем по словам г-на Лесника занимается Хиневич и иные проповедники инглиизма. Честные люди называют это «проповедью», «миссией» или «прозелитизмом» — деятельностью, направленной на распространение учения и привлечение новых сторонников. Однако по какой-то причине автор FAQ не хочет признавать этот очевидный факт. Возможно, из-за того, что в качестве вероучения при объективном сравнении со многими другими религиями инглиизм духовно несостоятелен и является лишь подобием религии, а не религией.
Да, раз уж зашёл разговор о религии и вере, то надо сразу расставить точки над i и сказать, что утверждение инглингов о том, что это «разные вещи», потому что «религия – это восстановление связи, а вера никогда не прерывалась» лишний раз демонстрирует незнание русского языка последователями инглиизма. Этимологически слово «религия» действительно восходит к латинскому глаголу religare – «воссоединять, связывать», однако, и древнерусское слово «вера» восходит к санскритским словам varǝna — вера, и varatrā́ — верёвка, канат. Неслучайно от того же индоевропейского корня ведут происхождение русские слова «веревка» и «вервь» (сельская община). Если же взять лексику, то любой толковый словарь русского языка укажет, что религия и вера могут употребляться как синонимы.
Далее в качестве иллюстрации к своей позиции автор приводит комментарий с форума «Славянский мир». Сразу следует отметить, что автор комментария глубоко заблуждается насчет личности Дарвина – тот был скорее воинствующим атеистом, а никак не христианином. «Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении всей второй половины моей жизни», — записал Ч.Дарвин в своей автобиографии. В качестве гипотезы Дарвин представлял свои труды, потому что был честным ученым и не имел на тот момент достаточно доказательств. Однако гипотеза – это не суждение на пустом месте. Любая гипотеза учёного должна опираться на какие-то факты, исходя из которых, она в дальнейшем будет проверяться. Научная гипотеза не имеет ничего общего с мифом, поскольку миф относится совсем к иному типу мировоззрения. Но обществознание, по-видимому, автор комментария учил в школе плохо.
Далее, подобно Леснику (интересно, это общий недуг всех инглингов, или просто сам себя цитирует один и тот же человек?), автор комментария выдает «яблочно-персиковую» логическую ошибку: раз мифы «всех остальных религий» для славян чужие, то инглиизм – славянам не чужой. При этом «чуждость» славянам иных религий никак не аргументируется – в неё по-прежнему предлагается просто поверить на слово без объяснений и аргументов.
Затем предлагается так же поверить на слово, что инглиизм «программирует» определенный тип людей. Мы не станем подробно вдаваться в каждый из четырех пунктов, остановимся лишь на наиболее очевидном – третьем: «здоровые многодетные семьи». Хотелось бы спросить, где «здоровые многодетные семьи» Хиневича, Трехлебова, Левашова, Стрижака и др. известных проповедников инглиизма? По какой-то причине многодетных семей не наблюдается среди лидеров инглиизма, категорически заявляющих, что 9 детей – это норма(!) для каждого славянина, «долг перед Родом» (см. лекции Хиневича и передачу «Осознание знания», где он объясняет, что каждый новый ребёнок открывает «энергонные каналы» родителя, следовательно, пока инглинг не родит 9 детей – он неполноценный «славяно-арий»; также см. ответ Лесника на №1). Если даже лидеры, которые являются образцом для последователей, не выполняют декларируемую «программу», то надо сделать вывод – «программа» не работает, или работает совсем иначе, чем обещают ее авторы.
Дальнейшие рассуждения автора комментария по-прежнему не отличаются ни логичностью, ни осведомленностью в обсуждаемых предметах. Например, он утверждает, что инглинги – не секта, потому что они рассказывают про Атлантиду, Гиперборею и Стоунхендж… Мы не наблюдаем никакой причинно-следственной связи между рассказами о Гиперборее и «несектантством». Наверное, эта фраза – нечто вроде дзенского коана, над которым надо медитировать, пока не случится озарение? Утверждение о том, что инглиизм «объединяет» все религии, не подкрепляется никакими аргументами. Видимо, в него тоже предлагается верить на слово. Но не верится что-то: слишком рьяно инглинги открещиваются от любых иных религий, слишком плохо они эти религии знают и слишком мало общего их учение имеет с религиозностью.
Что касается изучения основ других религий и соотношения их со своей, то, вопреки мнению инглингов, это одно из ключевых направлений духовного образования в любой конфессии. Иначе просто невозможно вести проповедь или даже просто общаться на религиозные темы с иноверцами. Причем, качество подобного образования в «Асгардском духовном училище» инглингов оставляет желать лучшего – программа там ограничена лишь христианством и иудаизмом и то на поверхностном уровне. Это «обучение» ещё и платное к тому же. Между тем, не меньший багаж знаний об иных религиях можно бесплатно почерпнуть и в школьном курсе «История религий» (к сожалению, не вошедшем в общеобразовательную программу большинства российских школ, но преподаваемом в ряде специализированных школ), либо, например, на очных курсах катехизации в Русской Православной Церкви (один из авторов, преподающий ныне на курсах заочной катехизации при ПЦДРМ, может это подтвердить). Более того, при получении высшего профессионального образования в МГИМО и еще нескольких ВУЗах, а также при получении высшего духовного образования в Русской Православной Церкви обязательно читается курс «История религий» (История религиозных идей), в ходе которого изучается широкий спектр древних и современных религий, начиная от еще доисторических религий и Древнего Египта, и заканчивая современными мировыми религиями. Если Вы, уважаемый читатель, получали «образование» в «Асгардском духовном училище», то скажите, только честно, Вы там изучали тексты пирамид и саркофагов, тексты Угарита и Рас-Шамры, Дао дэ цзин и Упанишады, гностические тексты, суфийские тексты, религиозные тексты и мистерии классической Греции и многое другое, что разбирается на семинарах и лекциях в ВУЗовском курсе «История религий»? Если да – мы готовы взять свои слова обратно, но в программе «Асгардского духовного училища», которую нам довелось найти в интернете, не было ничего даже отдаленно похожего. Скажем больше, даже с древней индоарийской (ведической) традицией (на следование которой инглинги претендуют) там не познакомят на том уровне, на котором, например, удалось с ней ознакомиться нам благодаря скачанным с интернета (совершенно бесплатно!!) лекциям по религиоведению в ПСТГУ и книгам Мирчи Элиаде. Это не лично наше мнение – это мнение инглингов и кришнаитов (также претендующих на «ведичность»), с которыми доводилось общаться на тему Вед и религии древних индоариев, т.к. оказывается, что ни те, ни другие зачастую не могут назвать даже составляющих ведического ритуала и объяснить их значение. Так о каком «обучении основам других религий» в «Асгардском духовном училище» можно говорить? Учебник религиоведения, а лучше – монография Мирчи Элиаде «История веры и религиозных идей» в 3 томах, которые можно, повторимся, бесплатно скачать с интернета или взять в библиотеке, дадут Вам, дорогой читатель, гораздо лучшую базу знания других религий, чем за Ваши деньги Вас могут «научить» все проповедники инглиизма вместе взятые.
Чарльз Дарвин. Воспоминания о развитии моего ума и характера. Сочинения, т.9, стр. 166—242, Изд-во АН СССР, Москва, 1959
Как видно из программы обучения курс «религиоведение» у инглингов не простирается дальше поверхностного обзора христианства и иудаизма: