Заключение.
Итак, подводя итог проведённому исследованию, сформулируем ряд выводов:
1) Инглиизм (учение религиозной группы староверов-инглингов) не является религией в прямом смысле этого слова, это квазирелигиозная идеология, ставящая материальные цели перед последователями, и используемая, по всей видимости, своими создателями для вполне меркантильных целей без реального религиозного переживания и осмысления.
2) Инглиизм по основным признакам близок идеям новых религиозных движений и содержит ряд атрибутов движения New Age. Вопреки убеждениям своих последователей инглиизм нельзя рассматривать в качестве традиционной религии. С точки зрения научного религиоведения допустимо охарактеризовать инглиизм как новое религиозное движение.
3) Инглиизм возник в 90-х годах 20 века на волне интереса к оккультизму и эзотерике, первоначально он позиционировал себя как новую универсальную религию, сочетая элементы популярной каббалистики, эзотерики, бахаизма и отдельную атрибутику православного христианства. Впоследствии учение инглиизма претерпело существенные изменения и исправления и стало позиционировать себя как сохранившуюся до наших дней дохристианскую (и даже доязыческую) религию древних славян.
4) Инглиизм нельзя отождествлять со славянским неоязычеством – родноверием, поскольку он даже отдалённо не преследует целей реконструкции дохристианских языческих верований древних славян, а занимается их фальсификацией.
5) Проповедники инглиизма активно спекулируют на ниве исторического ревизионизма и лженауки, вводя в заблуждение своих последователей.
6) Инглиизму свойственно бессмысленное заимствование и копирование идей и атрибутов разных религий, плагиат текстов с целью позиционирования себя в качестве их «первоисточника».
7) Многие идеи инглиизма способствуют разжиганию межрелигиозной и межнациональной ненависти. Запрет религиозной организации и литературы староверов-инглингов в Российской Федерации, а также судебное преследование лидеров движения – адекватная реакция государства на общественноопасную идеологию данного движения, а не преследование по политическим или религиозным мотивам.
8) Инглиизм оказывает деструктивное влияние на личности последователей, поскольку формирует у них внешний локус контроля, который снимает необходимость принимать на себя ответственность за свои слова и поступки. Кроме того, учение инглиизма приучает последователей к некритическому мышлению, для которого свойственны такие черты, как категорическое отрицание и неприятие любых аргументов, не укладывающихся в картину мира, формируемую учением, и при этом полное доверие к любым аргументам, подтверждающим эту картину. При этом вопрос о соответствии тех или иных утверждений объективной действительности в принципе не ставится, что косвенно подтверждает факт внешнего локуса контроля в данном мировоззрении. Учитывая авторитарное управление и присутствие культа личности лидера в объединениях староверов-инглингов, есть все основания для характеристики инглиизма как классического деструктивного культа.
Мы осознаём, что последователи инглиизма, вероятнее всего, не согласятся с нашими выводами. Однако, как указывалось в начале работы, изложенная здесь позиция авторов преследует цель дать читателю (не только инглингам, но и многим их оппонентам) пищу для размышления и самостоятельных выводов и открыта для цивилизованной и аргументированной дискуссии.