Архив рубрики «Славянский языческий словарь»
Навь — «Темная Сила», управляющая Миром, одновременно — загробный мир, «тот свет». Так же — философское понятие, олицетворяющее (приоритетно) Силы изменения, совокупность сил, изменяющих мир. Противостоит понятию явь, приоритетно символизирующей Силы Неизменности (то, что Явно, то, что уже есть).
Пекло — в славянской мифологии Ад, Преисподняя (от глагола «печь», «пеку»; равно означает и смолу», которая гонится через жжение смолистых деревьев).
Правда — олицетворение всех светлых сил, противница кривды. Так же: богиня правды, честности, верности клятве. Сегодня это важная составляющая теонима совесть. Считается, что славяне всегда жили с правдой. Есть небольшая связь с клятвами язычников. Клятвы богам они исполняли ценой собственной жизни. Но это только слабое сравнение, точных данных у нас нет.
Правь — одно из основных понятий славянской философии. Всеобщий закон, установленный Родом. Согласно этому закону (совокупности законов) и существует Вселенная.
Не встречается в древнерусской литературе. Неологизм возникший на волне прочтения Велесовой книги.
Сварга — Помимо того, что Сварга — синоним ИрияВырия (рай); «Сварга» — это так же и Звездное Небо, именуемое Колесом Сварога. Сложно устройство этого Колеса: оно укреплено у Полярной звезды или Седава-звезды, на Стожаре-Стлязи — небесной оси. Оно проворачивается вокруг Стожара за одни сутки и делает оборот за год.
Сварга это «Олимп» всех светлых Славянских Богов. Обустройства быта происходит по той же схеме что и в Явном мире.
Сурья (Сурица) — 1) напиток («мед питый»). Приготавливается из забродившего меда с использованием хмеля, других трав и молока.
Тризна — день, установленный в память умершего, включал несколько ритуальных действий. Погребальные игры воинов, тоже называвшиеся «тризна», напоминали о земных делах умершего и о том, что человек одинаково принадлежит трем мирам: небесному, земному и подземному (отсюда сакральное число «три»). Затем была «Страва» — поминки (которые иногда неправильно называют «тризна»).
Треба — (жертва) это, чаще всего, бескровная жертва бросаема в костёр. И по поверью через него попадает в Правь, в мир светлых богов. После принятия христианства это слова можно встретить в контексте Богослужебных обрядов (Требник).
Хвангур — одна из Рипейских гор Ирия. (упоминается в стихе о Голубиной книге). Этот термин необходим для понимания принцип миропорядка в славянском язычестве. Стих о Голубинной книге — это яркий пример космологической славянской системы. Хвангур важный элемент представления славян о загробном мире.
Хвангур сегодня, это и группа, исполняющая славянский металл.
Хмель — 1) растение, из которого приготавливают божественный напиток Сурью (Сурицу); 2) бог Хмель, подобный индийскому Соме и иранскому Хоме.
Хмель, как и квас, как и, в последствии, монастырский мёд, является алкогольным напитком. История вопроса показывает, что на Руси употребляли хмельные напитки. Вопрос о количестве — это другой вопрос. Естественно, меньше пили.
Явь — светлая сила, управляющая Миром, одновременно — сам этот светлый Мир, «белый свет». Также — философское понятие, (приоритетно) олицетворяющее Силы, сохраняющие мир в Неизменности. Мир людей. То что явно — то зримо. Средний мир в системе славянского троемирия.
Ярга — движение по небу весеннего солнца. Ярым на Руси называли красный цвет. Например «Гусли яровчаты». В современной лексике это слово встречает в кругу родноверов и обозначает весеннее солнце. По нашей теории, Ярило — весеннее божество. Думаем, дальнейшее понятно.
Ясунь — понятие противоположное «дасуни». В зависимости от контекста может означать Вырий, Небо, небесных богов. Светлая ветвь славянских богов. Термин ввёл Асов (А. Барашков). На наш взгляд, это неологизм, но он передаёт сущность славянского мировоззрения.