Архив рубрики «Языческое мировоззрение»
Самый основополагающий вопрос родноверия – славянское мировоззрение. Это пласт глубже скажем, чем просто философия славянского язычества или, скажем культура и быт славян. Мировоззрение это первые попытки выхода на понятия менталитета и его основ. Менталитет народа – метафизики понимания славянского родноверия.
Говоря о мировоззрении славянского язычника сегодня можно сразу зайти в тупик. Как показывает анализ сегодняшний родновер и человек природы, скажем 10 века, это две разные личности и по складу ума и по поведению и по жизненным принципам. Хотя родство, безусловно, проглядывается. Прочитать остальную часть записи »
Значение русских мужских имён
Имя, в славянской культуре не просто набор букв и знаков, которые суммарно, при произношении обозначают как вас зовут. Нет конечно, это глупости. Имя в славянской культуре это некое таинство значения. Не понимаете? Так дело в том что у славянина было два имени, это как минимум. Когда рождался ребёнок, ему не давали «официальное имя», детей назвали: волчонок, заяц, третьяк, полуденник и т.п. Это как сегодня клички детей. Дело в том что нормальное, взрослое имя ребёнок получал когда проходил специфичный обряд инициации или, по-русски, посвящение. Вот тогда ребёнок получал в 12-14 лет уже взрослое имя, например: Любомир, Станислав, Святополк и т.п. Позднее, когда было принято греческое православие, взрослее имя получали после крещения: Владимир, Кирилл, Борис. Суть обряда не помялось, а вот типология имён существенно. Сегодня в прейскуранте официальных 11 славянских имён, согласитесь, не так много. Но осознанные родители, так как им это позволяет конституционное право, даёт детям имена: Яромил, стислав, Светлоока. Прочитать остальную часть записи »
ДРЕВНЕРУССКИЙ ПОЦЕЛУЙ
«Еду из града вашего вон, не буди вашего целования на мне, ни моего на вас».
Псковская первая летопись
Значение поцелуя в древнерусской жизни трудно переоценить, поскольку почти в каждой жизненной ситуации, радостной либо печальной, поцелуй присутствует в качестве необходимого элемента то магического ритуала, то христианского символа, то народного обычая, то этикета. Само происхождение этого слова от корня «цел» [см.: 19, с.220] говорит прежде всего о том, что целовать означало желать человеку целостности. От этого же корня слова «це-лизна», «целина», «целомудрие», «целоумие», «целоного-вати» (ходить прямо), «целый», «цельба», «цельбоносный» [см.: 18] и др. Быть целым значило быть здоровым, но не только, поскольку в дохристианские времена «быть целым» охватывало гораздо более широкий спектр пожеланий. Прочитать остальную часть записи »
«Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботитесь» Князь Святослав
Так ли много мы знаем о воинском долге, воинском снаряжении и воинских обрядах в языческой Руси? Думаем, многие окажутся в серьезном затруднении в попытке ответить на этот вопрос. Если воинский долг понятен, он мало видоизменился с древних времён: защищать родину ценой собственной жизни, следовать за князем (воеводой) в бой, преследуя интересы державы. Историки уже давно написали работы о воинском снаряжении по материалам археологических раскопок и другим источникам. С этим вопросом можно ознакомиться в трудах Успенского, Колчина, Рассадина и многих других. Но во многом загадкой остаётся вопрос о воинских обрядах. Ведь жизнь и смерть на пути воина всегда идут рядом. Как же готовились воины к бою, как хоронили товарищей, какие обереги использовали? С этими вопросами нам предстоит разобраться в этой статье. Прочитать остальную часть записи »
До сих пор ведутся споры о том, является ли славянский языческий обряд соумирания жертвоприношением. Проводился он добровольно, или под давлением общества? Это поднимает философских проблем родноверия. Можно ли интерпретировать этот обряд как кровавую традицию или это всё же красивший, свадебный языческий обряд? Итак, что такое соумирание? Соумирание – это обряд добровольного самоубийства в день похорон мужчины. Обычно заканчивали жизнь самоубийством в день трупосожения зависимые от мужчины люди: смерды, любимая жена. Прежде чем описывать сущность и вариации этого обряда, позволим себе заметить, что эта традиция была во многих культурах. Это и Греция и германия и многие другие страны. Назвать этот обряд варварским, значит оскорбить культурные традиции многих этносов. Поэтому сложно поверить в интерпретацию об излишней жестокости языческих народов. Вопрос полисемии многих культурных проявлений в рамках язычества, скорее всего, указывает на наличие общих теологических представлениях индоевропейцев. Процесс соумирания важный инициационный процесс. Учёными он маркируется как элемент свадебного обряда.
В славянской обрядовой традиции, сохранились методы для достижения нужного нам очищения. Это омовения водой, она снимает грязь физическую, и прыжки через костёр, они снимают грязь энергетическую. И самое интересное, это хождение по углям.
Сегодня в кругах родноверов бытует мнение, что у мужчины должны быть длинные волосы. Дескать, это показатель духовности. Так, даже делятся по семантическому признаку понятия власы и космы. Космы — женские волосы, через которые они подпитывают себя и мужчину, а власы это мужские волосы. Такая схема даже представлена в цикле романов Алексеева «Сокровища Валькирии».
Не удивляйтесь такому заголовку, это интереснейшая тема! Шаманизм очень тесно связан с языческой культурой. На удивление, данная тема интересует не только нас, но и ещё некоторых авторов, пишущих по проблемам славянского язычества. Ну ладно, скажет читатель, это понятно, но почему выбрана столь странная тема для заключения к книге? Давайте проанализируем, о чём эта книга. Эта книга о славянском язычестве, а если более узко, то о нормах языческого сознания. Эта книга о древних знаниях наших предков, которые нам крайне необходимы сегодня. Так же в книге собран косвенный материал, затрагивающий многие аспекты жизни современного язычника. Так же, книга развенчивает множество мифов о родноверии. Но основное, что мы хотели донести до читателя, это внутренний мир язычника прошлого и современного, насколько это получилось, или нет, судить не нам. Итак, в ходе работы, пришло осознание того что, любой языческий культ вторичен по отношению к шаманизму. Это совершенно не значит, что само по себе славянское язычество хуже чего-либо, это значит лишь то, что для нас и некоторых других исследователей, совершенно ясно, что на многие ответы, которые так же стоят и в язычестве, в шаманизме можно найти более глубокое понимание. Уважаемые язычники, мы даже и не думаем вас обидеть, или как-то дискредитировать всё философское учение. Для нас, Славянское язычество это персонефицированно окрашенный и обрядоориентированный шаманизм. Как вы заметили, мы не противопоставляем язычество и шаманизм. Нужно чётко осознавать, что каждый языческий культ этноориентирован. Друзья, когда придёт осознание того, что вещи, о которых мы пишем, не оскорбительны, а наоборот, дают пищу для размышлений, то откроются новые горизонты восприятии информации. У нас мифологическое мышление и мы язычники в душе, так что любые утверждения, о том, что мы дискредитируем славянскую языческую философию, не имеют почвы под ногами.
Еще одной незыблемой вещью в мировосприятии славян была тотемность. Тотем это изображение животного. Тотем может быть родовым, общинным, и общенародным. Происхождение тотемов связывают с олицетворением, скажем, конкретного рода, с физическими повадками того или иного зверя.
Меры длины сегодня удобны, лаконичны и понятны. Безусловно, присутствует элемент упрощения. В древности, одна мера длинны могла носить множества имён, и назначений.
Верста — старорусская путевая мера (её раннее название — »поприще»). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы. «Верстой» также назывался верстовой столб на дороге.
Сажень — одна из наиболее распространенных на Руси мер длины.
Наименование сажень происходит от глагола сягать (досягать) — на сколько можно было дотянуться рукой. Для определения значения древнерусской сажени большую роль сыграла находка камня, на котором была высечена славянскими буквами надпись: «В лето 6576 (1068 г.) индикта 6 дня, Глеб князь мерил . 10000 и 4000 сажен«. Из сравнения этого результата с измерениями топографов получено значение сажени 151,4 см. С этим значением совпали результаты измерений храмов и значение русских народных мер. Так же, проблеме саженей посвящена работа Академика Рыбакова. Существовали саженные мерные веревки и деревянные «складени», имевшие применение при измерении расстояний и в строительстве.
А начиналось всё с локтя! Он как длина правой руки от локтя до конца среднего пальца издревле был, самой что ни на есть близкой русскому человеку мерой. Впрочем, ближе ведь и не бывает. Локоть – он всегда при тебе, всегда «под рукой». Им и мерили всё, что нужно было померить. Но, только до тех пор, пока не поняли, что руки-то у всех разные. У одного – загребущие, чуть не по земле волочатся. У другого – короткие, за спиной не почешешь. Вот тогда-то и взяли себе наши праотцы в услужение названного брата-близнеца локтя – восточный аршин, точная и неизменная длина которого составляла 71,12 см, или 0,7112 м. Взяли, во-первых, потому, что издавна знакомы с ним были – с Востоком-то Русь торговать любила и умела. А во-вторых, потому, что угодил аршин душе русской – точен, верен, твёрд и прям.
Один из самых удобных измерительных приборов. Он всегда «под рукой» и зачастую применялся всеми купцами, это локоть.
Так, одна из ключевых мер длинны, носила имя «пядь».
Пядь (пядница) — древняя русская мера длины.
Вершок – от верха перста, от длины среднего пальца, которую в далёкие времена определил наш народ равной 1/16 аршина (по современному счёту приблизительно 4,445 см). На именование «Вершок» происходит от слова «верх».
Сложная тема человеческих жертвоприношений, в родноверии поднимается редко. Тут нужно учитывать 2 момента. Во-первых, часть родноверов отрицает вообще возможность хоть каких-либо кровавых треб. Во-вторых, те, кто понимает, что кровавые требы были, просто не говорит об этом в слух. Но этот сложный вопрос придётся осветить. До нас это уже сделано многими авторами. Поэтому не ставим себе в задачу дать хронологию, или заявить о проблеме. Встала необходимость поговорить о типологии жертвоприношений. Существует 2 вида жертвоприношений, условно мы их поделим на человеческие жертвоприношения и жертвоприношение животных, растений, пищи и т.п. Не человеческие жертвоприношения (требы) были повсеместны у язычников. Задабривали богов во время торговли, праздников, просьб и т.п. Если говорить о человеческих жертвоприношениях, можно выделить 3 типа жертвоприношений. Добровольное, жертвоприношение христианина, вынужденное жертвоприношение язычников во время кризисных ситуаций. Человеческая жертва самая сильная, поэтому менее распространённая.
Что же с восприятием меры длины и веса. Тут всё элементарно. И обычно. Мы как всегда движемся по пути упрощения. Думаем, не для кого не секрет что сантиметры и граммы у нас прижились совсем недавно. Раньше были совершенно другие меры длины и веса пуды и сажени. Лучше всего об истории и функциях рассказывает Черняев и Рыбаков, а лучше всего передаёт душу такого подхода к измерениям журнал «ЧиП» подшивка за 2009.
У нас есть теория 4 солнц. У славян было 4 солярных бога: Ярило, Хорс, Даждьбог, Таусень. И было четыре основных праздника. Эти 4 праздника показывали рождение и смерть солнца. Показывали годичный цикл. Если Хорса изображали младенцем, то Ярилу безусым, тогда, как Дажьбог изображался мужчиной, а Таусень (Свентовит) показывался как старец. Итак, 4 праздника. 21 сентября (время Овсеня-Таусеня).
Хорошо раскрывают душу народа праздники. Часто вы отмечаете праздники? Сейчас, думаем, реже, чем скажем года 2-3 назад неправда ли? Был пик, когда отмечали даже такие праздники как Коровья смерть и Карачун… Просто происходило становление родноверия. На уровне, если мы язычники, то, что мы должны делать в первую очередь? Отмечать языческие праздники!
Летоисчисление велось в России (с Х века), как и во многих странах, от сотворения мира. Поэтому год начинался с 1 марта (думается, что всё же с 21 марта, с равноденствия) — время начала сельскохозяйственных работ. И так продолжалось до 1492 года, когда, по византийским традициям, начало года перенесли на 1 сентября (опять же с 21 сентября, это более логично), но летоисчисление все еще продолжали вести от сотворения мира.
Очень полно передаёт мировоззренческое поле, совсем не заметный на первый взгляд, обычный календарь. Да, календарь задаёт нам время суток, количество дней в месяце и году, по нему считаю века и эпохи. Даже начало дня календарь может поведать, а раньше он нормировал основные посевные циклы. Так что рассмотрение данной темы, считаем, правомерным и чрезвычайно интересным пунктом книги.
Значим в инициационном плане ритуал приветствия. Так от формы приветствия можно понять, уважаем или нет собеседник, можно понять пол и социальный статус человека, к которому назначается приветствие. Много таинственного и интересного таит в себе этот обычай. У славян прошлых и нынешних, тут тоже не всё однозначно. Но, кое о чём поведать стоить. Так основным, стержнеообразующим, является пожелание здоровья собеседнику. Так скажем, самое известное приветствие «гой еси». Это пожелание здоровья славянину. Всё помнят былинное «гой еси, добро молодец»?
Как человек взрослеет? Вы скажите, что путем онтогенеза. Верно, психофизиологически. Но в жизни присутствует и элемент ритуала. В современном обществе ритуал практически отодвинут на задворки жизни. Можно лишь назвать ритуалами свадьбу, да похороны. Да и то, люди не относятся к этим явлениям, как к ритуальным инициациям. Хотя, думаем, не все так считают. Итак, ритуал и инициация это древнейшие атрибуты язычества.
Некоторые родноверы столкнулись со спорным вопросом, что делать, если на словах умерший родич завещал его крадировать, а по факту могут возникнуть юридические проблемы. Вот несколько рекомендаций.